Любовь к ревущему зверю

«Нежность к ревущему зверю» — так назывался старый фильм о летчиках-испытателях (кстати, в нем звучит чудесная песня Юрия Визбора).

Впрочем, наш рассказ — не о самолетах, а о тягаче на базе ЗИЛа. Его построил — по собственному проекту, с помощью друзей и коллег из фирмы Техномастер, — Алексей Полищенко из Тольятти (на фото слева). Машина переделана с такой любовью и тщательностью, что многие принимают ее за «фирменную», заводскую, модель…

Предыстория такова. Автор и хозяин «СуперЗИЛа», Алексей Полищенко, родился в далекой Якутии, а когда вырос, много лет работал водителем на грузовиках в Мурманской области. Затем Алексей приехал в Тольятти, к брату Федору, который к тому времени основал фирму «Полищенко и компания».

Как известно, Тольятти — город автомобильный, и машинами здесь не занимается только ленивый (прямо по старому анекдоту: как запчасти ни сложи, все Жигули получаются!). А при наличии фантазии и средств можно построить та-акое…

Неудивительно, что в течение нескольких лет из мастерских «Полищенко и компании» вышел целый ряд уникальных, экспериментальных и просто интересных конструкций на вазовской основе.

В 1991 году на свет появился пикап-вездеход Капрал с кабиной от «семерки». В 1992 году — тоже пикап, но уже с кабиной Нивы. 1993 год — кабриолет Амадео на базе «восьмерки». 1994 — пятидверная Нива Консул, опытная «скорая помощь» на той же базе, а также удлиненная «девяносто девятая» под названием Амадео-500. (Между прочим, в свое время Амадео-500 побывал на испытаниях Авторевю: см. АР № 1, 1995.)

Затем была созданы забавная Ока-кабриолет по прозвищу Кабрик и Нива-пикап с пятиместной кабиной. А удлиненная «четверка»-универсал с высокой крышей (ей дали имя Марина) до сих пор работает служебным автомобилем на фирме. Кстати, сама фирма теперь называется Техномастер: здесь, помимо опытных моделей, делают различные нестандартные детали для ВАЗов.

Но Жигули — Жигулями, а Алексей, привыкший к грузовикам, не собирался заниматься одними легковушками. Он решил стать дальнобойщиком — и ездить не на каком-нибудь обычном КамАЗе, а на роскошной «самоделке»! А теперь — рассказ самого Алексея.

«Все началось с того, что в 1999 году я купил — всего-то за 30 тысяч рублей — пятнадцатилетний ЗИЛ-133ГЯ с камазовским двигателем и камазовскими же мостами. Одну зиму проездил на нем, ничего не меняя — а затем пошел в ГАИ узнавать: как можно «легально» переделать зиловскую кабину? Оказалось, что насчет высоты кабины в инструкции ничего не сказано…

Тогда же мне на глаза попался журнал, где было написано, что в самой высокой кабине DAF расстояние от пола до потолка — два метра. Я решил: у меня будет больше! И сделал два метра двадцать.

Еще через год решил кабину удлинить: сдвинул кузов на 700 мм и пристроил сзади «спальник». Получилось сразу три спальных полки — две сзади и одна над головой.

На капот поставил «память о Севере» — белого полярного медведя (его по моей просьбе отлил местный дизайнер Никита Матюхин).

В крылья вмонтировал воздушные фильтры, а на раму повесил самодельные топливные баки из бочек: если сварить две 200-литровые бочки, получается отличный 400-литровый бак!

К этим бакам как-то привязался гаишник: «Что за нестандартная конструкция?» А я ему, не моргнув глазом: «Знакомый прапорщик подарил. От танка! Видел в кино танки с такими баками?»

Масла камазовский двигатель жрал немерено: от Тольятти до Москвы и назад уходило в среднем 5 литров! Впрочем, знакомые «камазисты» говорили, что у меня еще легкий случай: бывает, что и по 20 литров масла на тысячу километров уходит…

Осенью 2000 года я продал ту машину. И решил опять купить ЗИЛ — но уже не подержанный, а новый, причем с мотором ЯМЗ. На самом заводе мне ничем помочь не смогли (предоплата — 100 процентов, сам грузовик — не раньше конца месяца).

Пришлось действовать через одну из небольших фирм. Там за сто долларов быстренько обзвонили все стоянки новых ЗИЛов — и нашли то, что мне нужно: шасси с кабиной.

Почему шасси, а не седельный тягач? Так шасси дешевле «седелки» и, к тому же, длиннее.

Правда, машина оказалась бракованной — при работе двигателя явно слышался стук. Но оказалось, что причина пустяковая: в масляном поддоне двигателя была вмятина, и масляный насос задевал за нее.

Пригнав машину домой, я замучался с регистрацией: ведь это «шасси под комплектацию» предназначалось не для продажи частным лицам, а для заводов, где делают различные кузова и надстройки.

Только в другом городе удалось оформить машину как седельный тягач — и я начал заниматься ее переделкой.

Обратился все к тому же дизайнеру, Никите Матюхину: «Нарисуй мне будущий тягач — так, чтобы было красиво, но сделать его можно было на коленке…»

Кабина. Переделку начали со «спальника». Сварили каркас из труб, приварили его к кабине, предварительно обрезав у кабины заднюю стенку, — и стали делать обшивку.

Угадайте, из чего сделаны боковины «спальника»? Это же обычные крыши от «четвертых» Жигулей! А под ними — толстенный слой изоляции.

Сперва всю конструкцию обклеили изнутри «мягкой кровлей» (она продается в рулонах), поверх наклеили теплоизолирующие туристические коврики («пенки»), затем идет слой фанеры, поролон, и только потом — обивка тканью. Зимой здесь не замерзнешь!

Спереди «спальник» стоит вместе с кабиной на серийных опорах, а его задняя подвеска устроена так. Сначала туда поставили два стабилизатора и два амортизатора (и то, и другое — от передней подвески Жигулей-«классики»).

А потом я поехал на тягаче в отпуск, жена набила спальный отсек тяжелыми сумками — и на кочках подвеску «спальника» стало «пробивать». Тогда посредине поставили две продольные рессоры от ЗИЛа.

Но через два года кабина просела, и в итоге мы убрали один рессорный лист, взамен поставив две пружины от Жигулей-«четверки».

Подвеска стала чуть жестче, но все равно плавность хода — изумительная. Как-то тронулся со стоянки и вдруг через-какое-то время вспоминаю: в «спальнике» — чайник на включенной газовой плите! А ему — хоть бы что, даже не сдвинулся с места!

Двигатель. Вначале под капотом стоял ЯМЗ-236 со смоленской 9-ступенчатой КПП.

Но через некоторое время, в марте 2002 года, пришлось менять кабину (замкнуло проводку, и вся «начинка» выгорела). Заодно я решил купить другой, более мощный, мотор.

Хотел было взять самый современный, 400-сильный, ЯМЗ-7511, но меня отговорили: запчастей к нему не найдешь...

Поэтому купил за 139 тысяч рублей новый «кразовский» ЯМЗ-238Д2. (Вариант Д1 — «мазовский». У него другой поддон, и он отличается по цене.)

Радиатор поставил от трактора Т-150 — он шестирядный, на болтах (такая конструкция надежнее паянной). Одновременно пришлось удлинять спереди раму на 200 мм и делать вставку на капоте — иначе двигатель не помещался!

Воздухозаборник с фильтром я вынес из-под капота на раму, за «спальник», чтобы он меньше шумел. Вначале воздух забирался прямо за кабиной, но оказалось, что так одновременно засасываются пыль и песок. Тогда воздухозаборник расположили поверх спальника, отверстием «вперед». С тех пор — никаких проблем, меняем фильтр раз в полгода. Хитрая штука, эта аэродинамика!

«Американский» выхлоп сделали из обычной толстостенной стальной трубы, предварительно проточив ее на станке. Защитная решетка трубы — тоже полностью самодельная. Три дня в ней сверлили отверстия, продавливали их шариком… Зато смотрится «по-фирменному»!

Коробка передач вначале оставалась прежней, но однажды она натуральным образом развалилась: выломало зубья на первичном валу. Сейчас там стоит камазовская КПП с делителем — я купил ее, уже переделанную под двигатель ЯМЗ.

Кстати, переделка заключается в следующем. Поскольку камазовская коробка изначально не подходит к мотору ЯМЗ, у нее обрезают кожух — и на шпильки ставят другой, ярославский кожух. (Через несколько дней после нашего знакомства с машиной Алексею пришлось вновь менять коробку. Об этом позже. — Ф. Л.)

Топливные баки. Вместо «родного», 175-литрового, бака мы поставили два новых, купленных в магазине: слева — «основной», на 500 литров, справа — дополнительный, 400-литровый.

Есть насос перекачки топлива из бака в бак: как только стрелка топливомера приближается к нулю, поворачиваешь флажок, и солярка в двигатель начинает идти из дополнительного бака («обратка» поступает только в основной бак.) Кстати, средний расход топлива — около 41 л/100 км.

Электросистема тоже «двойная». (Как известно, напряжение на ЗИЛах — 12-вольтовое: прямо как у «американцев»! — Ф. Л.) Поскольку автономные печки и гидравлика на прицепе работают от напряжения 24 В, теперь на машине стоят два генератора (12- и 24-вольтовый) и, соответственно, четыре аккумуляторные батареи — каждая емкостью по 190 Ач.

Магнитолы тоже две — одна, с CD-плейером, в кабине, другая — в спальном отсеке.

А звуковых сигнала аж четыре: «бибикалка» от Волги, обычный «грузовой» пневмосигнал под бампером и здоровенные «дудки» по бокам крыши.

Отопление. На тягаче стоят сразу четыре печки. Одна — серийная, «родная». Вторая, за водительским сиденьем, включена в тот же контур (сначала радиатор был «жигулевским», но потом я заменил его на камазовский — жару больше). Тепло держит идеально: если мотор выключен недавно, постиранные носки на радиаторе высыхают мгновенно!

Слева под кроватью — воздушный фен со своим бачком и выхлопом. Вначале там стоял отопитель от старого Магируса, купленный за 400 рублей, но прошлой зимой он сгорел. Ехали от Тюмени, и вдруг — гарь, дым валит… Оказалось, котел прогорел. Взамен поставили фен Webasto от Volvo F16.

А за левой подножкой смонтирована жидкостная «автономка» — тоже марки Webasto, с собственным бачком (15-литровый, сделанный из ресивера) и выхлопной трубой».

На этом месте прервем рассказ Алексея и перейдем к нашим впечатлениям от тягача.

Здесь необычно буквально все! Здоровенный капот с литой фигуркой медведя перед глазами, глубокая посадка в кресле от вазовской «восьмерки», уютная консоль с компакт-дисками и «проездными документами» на полочке (отдельно — десятки, отдельно — полтинники).

Я напрасно искал ручки стеклоподъемников на дверях: здесь, как на хороших европейских машинах, стоит электропривод. А какой «голос» у этого ЗИЛа! Если дернуть цепочку над головой и одновременно нажать кнопку на панели, раздается рев, слышный за несколько километров.

На ходу тягач очень приятен (вот что значит — «сделано для себя»!). Конечно, ходы рычага КПП и педалей велики, а руль явно «пустоват» (это же ЗИЛ, хотя и переделанный), но общее впечатление сглаживают даже такие мелочи, как самодельная, более широкая, педаль газа.

Любовь к машине видна во всем: взять хотя бы термометр на левой стойке лобового стекла или калькулятор в специальном креплении над головой.

«Бросай кататься. Давай чайку попьем!» — подает голос Алексей. И вот на газовой плитке, что смонтирована рядом с умывальником, уже весело кипит чайник, а нижняя кровать — раз-два! — превращается в «купе» со столом (кстати, стол поднимается на петлях и крепится цепочкой с карабином к верхней кровати).

У всего есть свое, четко отведенное, место. Телевизор — в углу на полочке; чайные принадлежности — ниже, на другой полочке; всякая всячина — в деревянных шкафчиках.

Даже у «мусорки» есть свое место — причем она не перевернется при всем желании, поскольку привинчена к полу. На полу — коврик (в обуви сюда не заходят!); в углу примостился плюшевый мишка, на стенке — фотография предыдущего «СуперЗИЛа» в рамочке.

А на крючках, помимо одежды и полотенец, — две пограничные фуражки (Алексей и его водитель, Сергей, служили в погранвойсках).

Посидев в таком уюте, я уже не удивился, узнав, что Алексей ездил на этом тягаче с женой «на юга».

«А что? Снял седло, сверху закрепил ремнями легковую Оку. Жили в частном секторе, а тягач стоял рядом, на улице. Куда грузовик не проедет — например, в дельфинарий, — добирались на Оке…»

* * *

Я слушал Алексея и думал: пусть кто-нибудь попробует заикнуться о том, что подобным «самоделкам» не место на трассе!

Да, машина вместе с полуприцепом-автовозом «вылезает» за разрешенные габариты (если быть точными — на 3 м 20 см).

Да, никто не делал расчетов этой конструкции — и потому приходилось «на глазок» подбирать оптимальное сочетание узлов и агрегатов. (Кстати, сразу после нашего знакомства с машиной Алексею пришлось менять коробку передач — не выдержали самодельные шпильки. Сейчас на тягаче стоит ярославская «пятиступка».)

Наконец, Алексею приходится регулярно «втирать» гаишникам про то, что машина якобы сделана под заказ на самом ЗИЛе…

Эх, ребята. Разве автозавод сделает такую же машину — красивую, удобную, уютную, в которой хочется жить, как в собственной квартире? А если и сделает, то без души, без той самой «нежности к ревущему зверю».

Кстати, СуперЗИЛ работает с автовозом — таскает ВАЗы и Волги по всей стране. На «корме» — трогательная наклейка (разумеется, самодельная): «Аккуратно, я длинный». Увидишь ее — и невольно улыбнешься!

P.S. В транспортной фирме Алексея работает еще один тягач, старый капотный Freightliner по прозвищу «Фредди» — с двигателем и коробкой передач… от МАЗа.

Возможно, вскоре появится и третья машина. Предваряя вопрос, Алексей качает головой: «Хватит с меня переделок. Соберу денег и куплю подержанный европейский тягач…»


"Авторевю"

Первый грузовик Алексея — переделанный до неузнаваемости ЗИЛ-133ГЯ


03 февраля, 2004

Соглашение на использование cookie
Мы используем cookie-файлы для предоставления вам наиболее актуальной информации. Продолжая использовать сайт, Вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.